Пути Арракиса. Рецензия на сериал "Дюна" от Чани
РЕЦЕНЗИЯ НА СЕРИАЛ "ДЮНА"
«Дюна Фрэнка Герберта»
Пролог
«Начало – это очень деликатное время».
Х/ф «Дюна», реж. Дэвид Линч
Для справки: «Дюна Фрэнка Герберта» – это пятичасовой мини-сериал производства «Сай-Фай Ченнел». Это очередная попытка экранизировать «Дюну» Фрэнка Герберта, напоминающая больше компьютерную игрушку, а не фильм. К сожалению, создатели так и не поняли книгу, не прониклись ее духом, увидели только то, что было на поверхности, поэтому от глубины романа ничего не осталось. Если Линчу удалось-таки отобразить атмосферу и дух книги, подобрать хороших актеров и художников, то команде «Сай-Фай…» – нет. Поэтому (да простят меня поклонники этого фильма!) нижеследующая статья пропитана моими негативными впечатлениями, как губка водой.
I Фильм и книга
«Арракис. Дюна. Пустыня и империя. И самая ценная планета во Вселенной. Потому что здесь и только здесь находится Пряность. Пряность. Без нее нет империи, нет цивилизации. Арракис. Дюна. Дом Пряности. Величайшее сокровище во вселенной. Тот, кто управляет ей, управляет нашей судьбой».
т/ф «Дюна Фрэнка Герберта»
Добро пожаловать в мир «Дюны»…мммм…Слегка видоизмененный, обновленный и безвкусный. На этот раз погружение в мир Герберта продлится пять часов с небольшим. Но это не означает, что вы наконец-то увидите достойное отображение книги на экране вашего телевизора или компьютера. Если говорить о достоинствах и недостатках фильма, то нужно начинать с достоинств: с ними быстрее управиться.
Итак, достоинства…Правда, нужно слегка подумать…(извините, неудавшаяся шутка) Разумеется, пять часов позволили показать гораздо больше, чем в предыдущем фильме Дэвида Линча. Создатели смогли позволить себе сделать завязочку часа на полтора и показать более подробно напрасные потуги герцога Лето выцарапать свою семью из передряги. В виде бонуса предложена сюжетная линия императорского дома, представленного Императором, Ирулан и Фенрингом (который напоминает пациента маленькой психиатрической лечебницы, но об этом позже). Кроме того, больше влияния уделяется Фейду, чью фигуру, задрапированную в красное, мы лицезреем с завидной регулярностью на протяжении всего повествования. Во второй части неплохо изображены фримены, а вернее все, что связано с преобразованием Дюны, то есть экология, взятки Гильдии и т.п. Действительно хорошо показано испытание Пряностью Джессики и передача ей памяти Преподобной Матерью. Не пропущены и такие детали, о которых Линч предпочел промолчать, как родство Атрейдесов с Харконненами и наличие у Пола сына. И, слава Богу, конец лишен дождя, который истинные ценители «Дюны» считают просто личным оскорблением.
Ну, а теперь приступим к разбору полетов. Главный недостаток на мой взгляд заключается в том, что сценаристы выволокли на свет божий героев, которые в книге лишь упоминались, и в это же время проигнорировали несколько важных моментов. Так, например, линия Пол - Ирулан лишена всякого смысла (особенно для тех, кто читал книгу) и только тратит время, которое можно было использовать для более подробного изображения того же доктора Юйэ, остающегося до самой гибели лишь стариком в оранжевой рясе и шапке. В очередной раз проигнорировали тот факт, что Полу от Джамиса досталась жена и двое детей (сейчас снимают продолжение под названием «Дети Дюны», где Хара, та самая жена Пола, должна играть не самую последнюю роль. Интересно, что на этот раз придумают сценаристы).
Об остальных недостатках мы поговорим в разделах «Герои» и «Костюмы и декорации».
II Герои
«Есть легенда, что в ночь, когда Атрейдесы потеряли Арракис, сверхновая вспыхнула в небе Каладана.
Но на этом сага о Дюне отнюдь не закончилась».
т/ф «Дюна Фрэнка Герберта»
1. Атрейдесы
· Пол – что вам сказать…Это не шестнадцатилетний сын герцога, а тридцатилетний американец, и судя по всему у него глаза стали голубыми не от Пряности, а от «Кока-колы».
· Джессика – если это леди, воспитанница Бене Джессерит, гордая красавица, то «Звездные войны» снимал Михалков. Трогательная патетика, пара слезинок, псевдомудрость – вот и все, что мы видим. Картину дополняют мейкап и прическа в стиле «неподнятая целина».
· Лито – все можно отобразить одной репликой – «Где мой любимый Юрген Прохноу?» из линчевской «Дюны». Герцог буквально спит на протяжении своей недолгой экранной жизни, а трогательный букетик куриной слепоты, подаренный Джессике, дополнил картину «гордого и сильного».
· Гурни – да, да, этот неповоротливый старик и есть Гурни Халлэк. Удивлены? Я тоже.
· Данкан – кто? Ааа, тот парень с кошачьей походкой. А что он там делал? Ааа, контачил с фрименами. С какими фрименами?
· Туфир Хават – появляется редко но метко. Говорит мало, но по делу. У Харконненов не служил, не участвовал, не был, не имел.
· Юйэ (он же Юи) – а где он? Ага, вот тот мужик в оранжевом? А что он там делал? В этом фильме – ничего.
· Алия – довольно хорошо изображена, но почему ей так много лет?
2. Харконнены
· Барон – вышел хорошо. Не так много откровенной мерзости, как у Линча, но гораздо больше именно той хитрости, которая присутствует в книге.
· Раббан – Раббан, он и в Африке Раббан – тупая гора мускулов без мозгов. Не думаю, что актеру пришлось особенно напрягаться.
· Фейд – на шестнадцатилетнего не тянет, мог спокойно поменяться с Полом местами, никто бы и не заметил, потому что это тот же типаж.
· Питер – если присмотреться и не моргать, то можно заметить его на заднем плане.
3. Коррино (Дом Императора)
· Император – весь фильм позирует на фоне аляповатых декораций своего дворца, общается с Ирулан и Фенрингом, носит костюмы в древнеегипетском стиле. В перерывах правит Империей.
· Ирулан – зачем ее воткнули в фильм остается загадкой. Заигрывает с Полом, соблазняет Фейда, ругается с папенькой, носит дурацкие костюмы с пришпиленными бабочками. Лучше бы она так и оставалась закадровым голосом.
· Фенринг – человек с лицом идиота. Непросвещенный так и не поймет, что это убийца, верный друг и слуга Императора, граф. Ну, что ж, не он первый, не он последний.
· Сардукары – мужики в скафандрах у Линча не были гениальным решением, но это новое воплощение самых устрашающих войск в галактике производит унылое впечатление. Сто одежек и все без застежек…
4. Бене Джессерит
· Преподобная Мать Гаиус Хелен Мохиам – тяжел путь Бене Джессерит…Поневоле заведешь несколько седых косичек, приклеенных к головному убору, напоминающему шапки французских монашек.
5. Гильдия – ей Богу, сборище клонированных наркоманов с нарушениями речевого аппарата.
6. Фримены – похожи на кучку оборванцев. Особенно поражает то, что живут не в пещерах, а на открытом воздухе (поближе к природе) и при этом не носят защитных костюмов. Тогда на кой черт вообще сдались те костюмы? Судя по всему те абзацы, где было сказано о Водной Дисциплине, сценаристы не читали.
· Чени (в девичестве Чани) – создается такое впечатление, что в детстве ее ударили чем-то тяжелым по голове, и она, бедняжка, так и не смогла оправиться: рот всегда в открытом положении, говорит не иначе как с придыханием (особенно слова «Махди» и «Шаи-Хулуд»). Самая большая ошибка – ее последний костюм, где она пыталась замаскироваться под Ирулан.
· Лиет – Макс фон Сюдоу в этой роли был лучше.
· Стилгар – о недостатке воды по нему не скажешь – из него эту воду можно выжимать с помощью соковыжималки для цитрусовых.
III Музыка
«Тогда сыграй нам какую-нибудь из ваших песен, - попросила Чани».
Фрэнк Герберт, «Дюна»
Отдельным пунктом я вынесла музыку потому, что она действительно хороша. В ней много восточных элементов, тягучести. Это не «Тото» и не тема «Пророчество» Браяна Ино из «Дюны» Линча. Это новый взгляд, отображение по-новому всей той вселенной, которая проходит перед нашими глазами.
По крайней мере, музыка удалась. И на том спасибо.
IV Костюмы и декорации
«История скажет, что фримены были на грани нахождения своего мессиии и вот-вот найдут его, но Пол Атрейдес найдет со временем свою месть и мир в нашем понимании изменится навсегда. Сага о Дюне далека от завершения».
т/ф «Дюна Фрэнка Герберта»
Изобилие компьютерной графики низкого качества привело к тому, что фильм стал напоминать компьютерную игру. Декорации тоже оставляют желать лучшего: слишком много ярких цветов, полное отсутствие полутонов вызывает рябь в глазах и ностальгию за старым фильмом. Обиталище Харконненов неосвещено и клаустрофобично; Кайтейн просто режет глаза своим сочетанием ярко-синего с золотым. Обстановка фрименских пещер и Арракинский дворец еще вселяют какие-то надежды.
Костюмы – это вообще отдельный разговор. Дурацкие шапки и шляпы, излишняя яркость, несоответствие характеру героя – это только несколько основных замечаний. Если же пойти по персоналиям, то можно исписать не одну страницу.
© Chani 2002